Глава Оленинского района Олег Дубов — безусловно самый скандальный персонаж тверской политики. Обладая эксцентричным характером, Олег Игоревич неустанно продолжает создавать новые информационные поводы вокруг своего имени. В основном это либо какой-то скандал, или просто конфуз, как, например, недавнее, как всегда вроде бы помпезное, сезонное открытие фонтана. Заметьте, что Олег Игоревич не побоялся даже собственного ребенка использовать для опасного для жизни пиара.
Но сегодня речь пойдёт не о каком-то очередном скандале, устроенном главным оленинским чиновником. В сегодняшней публикации мы хотим развенчать один из главных мифов, который Дубов тиражирует (и не только жителям Оленинского района) с помощью провластной прессы.
Если порыться в электронных архивах «придворных» газет — «МК-Тверь», например, или «Край справедливости», то можно без труда наткнуться на ряд публикаций, в которых глава Оленинского района Олег Дубов сравнивается с президентом Беларуси Александром Лукашенко и проводятся параллели между политикой белорусского «батьки» и оленинского главы. Мол, Олегу Игоревичу, как и белорускому лидеру, удалось сохранить на маленькой территории этакий островок социализма, где люди, конечно, не жируют, но живут себе вполне сносно.
Очевидно, что Олегу Игоревичу Дубову такое сравнение льстит, возможно даже он уже сам поверил в придуманный им же самим и растиражированный миф. Достаточно сказать, что на пороге нынешних оленинских выборов, которые могут стать для этого района судьбоносными, в местной газете «Наша жизнь» снова проводится прямая аналогия с белорусскими событиями, где Дубов — это Лукашенко, а оппозиционные кандидаты в Оленинскую думу — это (цитата): «нестройные разношерстные ряды «обиженных» и «недовольных», не имеющих своей программы, но желающих присосаться к кормушке и т. д. и т. п.
Мы не намерены сейчас вступать в спор с Дубовым по поводу оленинской оппозиции. И вовсе не потому, что согласны с его оценками — на самом деле мы знаем, что среди тех, кто сегодня противостоит политике главы Оленинского района немало достойных и грамотных людей. Просто наша сегодняшняя задача другая: не агитировать «за» или, «против» кого-то, а объективно разобраться — действительно ли глава Оленинского района Олег Игоревич Дубов (который, кстати, с формальной точки зрения не участвует в этих выборах) — этакий Александр Григорьевич Лукашенко в миниатюре?
В первую очередь скажем о том, что действительно общего у Олега Дубова с Александром Лукашенко. Это так называемое «политическое долгожительство» . А. Г. Лукашенко стал президентом Беларуси в далёком 1994 году, Олег Дубов возглавил Оленинский район двумя годами позже — в 1996-м. Пожалуй, на этом всё «сходство» между Дубовым и Лукашенко заканчивается.
(К вопросу о «долгожительстве». Заметим, что в 2015 году, после отмены прямых выборов, О. Дубов был переизбран не населением, а собранием депутатов, председателем которого является его законная супруга. В этом случае затруднительно говорить о выборе народа, скорее это выглядит как самоназначение).
Но так или иначе, 26 лет нахождения у власти Лукашенко и 24 года пребывания в кресле главы Оленинского района Олега Дубова — это, несомненно, феномен в условиях современного, динамично меняющегося мира… но феномен, в принципе, не такой уж и страшный, как, например, рисуют его либералы. На самом деле, рассуждать на тему «Сколько времени надо властвовать ?» — неблагодарное дело. Кто-то может резонно заметить (и будет прав), что в деле управления страной, регионом или отдельно взятым муниципалитетом новичков и случайных лиц быть не должно: тут нужен опыт, мастерство, связи, в конце концов. Есть ведь и поистине талантливые руководители-лидеры, которые настолько высокопрофессиональны, что даже после 20 лет работы на своих постах нет никакого резона их менять ни с политической, ни с житейской точки зрения.
Приближённым к такому идеалу лидера, на наш взгляд, можно отнести Александр Лукашенко. За 26 лет его правления в Беларуси, в отличие от других бывших союзных республик, не произошла грабительская приватизация. И в этом – большая заслуга Александра Григорьевича. Можно сказать, что под его руководством в небольшой стране сформировалось настоящее социальное государство со многими элементами, взятыми из советского социалистического прошлого, в частности, бесплатные образование и здравоохранение. Здесь продолжают работать гиганты промышленности, такие как МАЗ, БЕЛАЗ и Минский тракторный завод, белорусские холодильники «Атлант» по прежнему можно приобрести и в российских магазинах, развивается собственное сельскохозяйственное производство. Высококачественные продукты питания пользуются большим спросом, в том числе, у россииян. В отличие от сырьевой экономики России, основной вклад в ВВП Беларуси даёт промышленность: уровень промпроизводства в первом полугодии составил 52,9 млрд. руб., сельского хозяйства – 6,9 млрд. Наряду с промышленностью и агрокомплексом в Беларуси активно развивается IT-сфера. Достаточно сказать, что даже в условиях коронавируса белорусская экономика проявила достаточную устойчивость и по итогам первого полугодия падение ВВП составило всего 1,7%, тогда как в хвалёных либералами США падение составило больше 20%.
А чем может похвастаться оленинский глава Олег Дубов? Что после 24 лет нахождения в руководящем кресле он может предъявить собственному населению, кроме бравурных, но совершенно не соответствующих реальности лозунгов, типа «Оленино — территория стабильности», «Оленино — комфортная зона» и т. п.?
По данным, которые систематизировал и обобщил предшественник Дубова на посту главы Оленинского района Вениамин Суворов, за годы властвования Олега Игоревича ликвидировано и разграблено 22 колхоза и совхоза, закрыты все сельхозперерабатывающие предприятия, в том числе — 3 льнозавода, молокозавод, льносеменстанция. Приказали долго жить все предприятия, обслуживающие село — Сельхозтехника, Агрохимия, Агроснаб, ПМК-22, мелиорация, две строительные организации, Райтоп. Кануло в Лету образцово-показательное градообразующее предприятие «Оленинский леспромхоз», кормивший 1000 работников. Всего же было ликвидировано порядка 50 больших и малых предприятий.
Подробнее о развале и разрухе в Оленинском районе можно прочитать в предыдущих материалах «Тверь24».
В десятки раз сократилось производство сельскохозяйственной продукции. Даже если попытаться возвести на пьедестал хвалёную дубовскую коммуналку, запах от неё пойдёт не очень приятный, так как очистные сооружения в районе за время правления Дубова почти полностью перестали функционировать. Больше десяти лет оленинская администрация предпочитает платить штрафы за несоблюдение норм экологической безопасности населения, чем предпринимать какие-либо меры.
Таким образом можно констатировать, что выпускник журфака МГУ и небесталанный, в общем-то, журналист Олег Дубов, оказался, в отличие от Лукашенко, из рук вон плохим хозяйственником. А политическим долгожительством он обязан лишь своему виртуозному умению переобуваться на ходу (из радикального рыночного либерала, которым он был в ельцинские времена, к сегодняшнему дню Дубов превратился в «крутого патриота»).
И, да, в Оленино действительно есть красивые детские площадки и даже фонтан, вероятно подаренные Дубову «Единой Россией» за хорошие результаты на выборах. Но там где не работает экономика, фонтаны положение не спасут. Из-за невозможности трудоустройства наблюдается постоянный отток жителей, в первую очередь — перспективной молодёжи (несколько лет назад в интервью одному СМИ О. Дубов признался, что даже его дочь, уехав когда-то из Оленино учиться, так и не вернулась на малую родину). За «дубовские годы» численность населения в муниципалитете сократилась почти наполовину.
Учитывая, что в отношении Дубова местным нельзя сказать даже слова критики (в лучшем случае на тебя тут же выльют ведро помоев в подконтрольной прессе и соцсетях, в худшем — ты распрощаешься с работой) большинство предпочитает молчать. И это даже уже «не немножко авторитарный» стиль правления, в котором на днях применительно к себе признался А. Лукашенко, а тотальное подавление всякого инакомыслия… Это просто обычный произвол.
В общем, за 24 года властвования Дубова весь Оленинский район стал напоминать прокуренный кабинет его главы, который давно никто не проветривал. Попадёт ли туда струя свежего воздуха — скоро узнаем.
Однако, с уверенностью сказать можно, что Оленинский район и Беларусь это антиподы, противоположности по самым главным параметрам, по котором оценивается качество власти.
Алексей Козлов